Развитие речи у ребенка связано не только с физиологическими причинами: на малыша влияет среда, психологические и социальные факторы. Задержка речевого развития встречается довольно часто, но благодаря коррекции, правильному подходу со стороны родителей эту проблему легко решить. Но чаще всего такой диагноз ставят, если в 2 года малыш не может произносить слова, а к 3 годам его речь еще не сформирована. Надо ли тревожиться, если ребенок не говорит в 1 год?
Мой ребенок не говорит. Куда бежать и что делать?
Нормальное развитие ребенка невозможно без речи, поскольку речь — это не только инструмент общения, но и средство мышления и воображения, управления своим поведением и осознания себя как личности. Прежде чем говорить о задержке речевого развития, важно понять, что для полноценного общения ребенку нужно овладеть двумя видами речи: активным и пассивным. Активная экспрессивная речь — это процесс говорения, пассивная рецептивная — способность понимать, о чем говорят или просят другие. Например, когда ребенка просят принести мячик, он несет именно мячик, а не, скажем, шариковую ручку. Он легко отличает по значению слова «стул» и «стол», «ложка» и «вилка», «яблоко» и «конфета».
Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э». Это важный этап развития речи детей раннего возраста. Соотносит слово с предметом. К 2 годам в словарном запасе малыша имеется слов. Он уже строит предложение из слов.
Наиболее активно нервная система ребенка развивается до лет и созревание мозга происходит не только под влиянием генетической программы, но и в значительной степени от состояния его здоровья. Зачастую ребенка нагружают различными развивающими кружками и секциями, а у него просто не хватает ресурсов для развития. В Клинике La Salute предлагается комплексный подход к коррекции нейропсихологических нарушений — над проблемами ребенка комплексно работают невролог, нейропсихолог, педиатр, а при необходимости и другие специалисты. Расстройство рецептивной речи подразумевает полное или частичное отсутствие слухового восприятия сказанных слов. Глухота к этому не имеет никакого отношения, главная проблема таится в мозге малыша и его психическом состоянии.